Игорь Наумкин: "Плохо шахматистам моего уровня. Не хочу даже говорить. "
И.НАУМКИН: Нам сказали, что там игроки проходят, заставили ждать.
М.МАНАКОВА: Ну, сначала игроки ходят в туалет, а потом…
И.НАУМКИН: Нет, я сначала вошёл, а потом не мог выйти сюда, к тебе.
М.МАНАКОВА: Правильно, потому что там игроки пересекали тебе дорогу, шли в туалет. Ты не знаешь этой системы?
И.НАУМКИН: Нет, мне говорили, но я-то думал, что нельзя в туалет попасть, а выйти из туалета можно.
М.МАНАКОВА: Ну конечно, размечтался! Стоишь там и ждёшь.
М.МАНАКОВА: Слушай, я чего тебя поймала. Ты у нас типичный представитель среднего класса профессионалов.
И.НАУМКИН: Даже не среднего, а низшего класса профессионалов.
М.МАНАКОВА: Да? У тебя рейтинг какой?
И.НАУМКИН: На 1 января был 2403, я думал, что меньше 2400. А сейчас я его поднял. По-моему, на апрель у меня 2428, но надо уточнить.
М.МАНАКОВА: А ты международный мастер или гроссмейстер? Ты же вроде гроссмейстер.
И.НАУМКИН: Вообще-то я гроссмейстер с 1990 года.
М.МАНАКОВА: Ну извини, я же должна тебя как-то представить. Вообще это Игорь Наумкин.
И.НАУМКИН: Вообще-то да.
М.МАНАКОВА: Скажи, ты вообще только от шахмат живёшь, да?
И.НАУМКИН: Ну так… Я не могу так сказать. Могу и какие-то уроки дать.
М.МАНАКОВА: Могу или даёшь? Понятно, что можем мы все.
И.НАУМКИН: Даю редко, практически нет.
М.МАНАКОВА: То есть, в основном, твой заработок от шахмат?
И.НАУМКИН: Я скажу, что сейчас шахматисты моего уровня вроде бы бедствуют, и особого заработка как такового нет.
М.МАНАКОВА: Но ты-то бедствуешь?
И.НАУМКИН: Тоже бедствую.
М.МАНАКОВА: А расскажи, почему ты бедствуешь? Ты же будешь сейчас играть какие-то турниры? Тебя же позвали? Ты мне рассказывал, что у тебя какие-то турниры намечаются.
И.НАУМКИН: То, что я хочу играть, - это безусловно.
М.МАНАКОВА: Понятно, что хочешь. Но ты планируешь?
И.НАУМКИН: Что-то – да. Но пока ещё не знаю.
М.МАНАКОВА: Как это "не знаю"? У тебя нет календаря?
И.НАУМКИН: Там сейчас проходит множество турниров, и я не знаю. Вот чемпионат Москвы есть, в Италии какие-то турниры есть, ещё где-то… Я пока не знаю.
М.МАНАКОВА: Хорошо, вот в Италии. Ты живёшь сейчас в Италии?
И.НАУМКИН: Нет, я живу в Москве. И никогда в Италии не жил.
М.МАНАКОВА: А что ты там делал?
И.НАУМКИН: Только играл.
М.МАНАКОВА: То есть ты туда едешь – и там играешь много турниров?
И.НАУМКИН: Ну, когда много, когда немного, как получается.
М.МАНАКОВА: А что дают организаторы шахматистам твоего уровня, гроссмейстерам с низким рейтингом? Что они предлагают?
И.НАУМКИН: Я, как правило, играю там, где дают как минимум приём, - то есть гостиницу с питанием.
М.МАНАКОВА: Полным питанием?
И.НАУМКИН: Да, очень редко мне предлагают гостиницу только с завтраком.
М.МАНАКОВА: А дорогу ты сам оплачиваешь?
И.НАУМКИН: Обычно да.
М.МАНАКОВА: Поэтому выгодно выехать на один турнир, а потом сыграть второй, третий, и так далее, да?
И.НАУМКИН: Непонятно. Можно сыграть два-три турнира – а в итоге даже дорогу не отобьёшь.
М.МАНАКОВА: У тебя семьи нет?
И.НАУМКИН: Семьи нет. То есть я не расписан.
М.МАНАКОВА: Это неважно. Ты же не содержишь семью. Извини, я такой допрос устроила. Но мне просто интересно: сколько у тебя в среднем в месяц получается денег?
И.НАУМКИН: Не могу сказать.
М.МАНАКОВА: Не считаешь деньги?
И.НАУМКИН: Не считаю. Просто скажу, что мало.
М.МАНАКОВА: Но ты можешь позволить себе пойти в хороший ресторан и отметить своё, например, пятое место на каком-то турнире?
И.НАУМКИН: Я не знаю. Может быть, и могу, но это так, по настроению.
М.МАНАКОВА: Но не хочешь? Понятно. Говорят, что у тебя даже компьютера нет.
И.НАУМКИН: Да, это правда. И я ещё раз могу подтвердить, что его нет.
М.МАНАКОВА: Официально подтверждаешь, что нет компьютера.
И.НАУМКИН: Я даже пользоваться им нормально не могу. Но думаю, что в ближайшее время научусь.
М.МАНАКОВА: А у тебя его никогда и не было?
И.НАУМКИН: Никогда не было.
М.МАНАКОВА: А когда ты стал гроссмейстером?
И.НАУМКИН: В 1990 году мне дали титул.
М.МАНАКОВА: Но тогда, собственно, ни у кого не было компьютеров. Или были?
И.НАУМКИН: Не знаю. Но у меня не было никогда.
М.МАНАКОВА: А как ты готовишься к партиям?
И.НАУМКИН: Я к ним не готовлюсь. Для меня уже тяжело играть по четыре часа, а то и по пять.
М.МАНАКОВА: И как же ты играешь?
И.НАУМКИН: Кое-как играю, как видишь.
М.МАНАКОВА: Худо-бедно? То есть твоя задача – просто закончить партию в дебюте?
И.НАУМКИН: Не знаю, я вот сейчас на Moscow-опен с Понкратовым из дебюта не вышел. Просто я несколько лет назад играл правильно, а сейчас что-то решил сыграть по-другому и проиграл.
М.МАНАКОВА: Подожди, то есть если ты выходишь из дебюта, то партия длится долго, и ты проигрываешь, а если ты не выходишь не дебюта…
И.НАУМКИН: Не от этого зависит. Некоторые дебюты я знаю. Кое-как я, может быть, и готовлюсь, без компьютера, что-то за доской могу посмотреть.
М.МАНАКОВА: То есть сам придумываешь?
М.МАНАКОВА: Ничего себе! Тебе не позавидуешь.
И.НАУМКИН: Ну а что? В крайнем случае всегда есть вариант позвонить каким-то друзьям, спросить, что он там играет.
М.МАНАКОВА: Это да. А ты свой репертуар обновляешь? Конечно, ты не обязан сейчас выдавать все секреты, но у тебя время есть работать над этим?
И.НАУМКИН: Конечно, все всё знают. Кто готовится к игре со мной, знают. Конечно, мне было бы интересно обновить репертуар, но не всегда получается. Времени нет.
М.МАНАКОВА: Что значит "не получается"? Ты играл всю жизнь е4, а потом решил d4, да?
И.НАУМКИН: Хочу что-то новое сыграть, вроде изучаю, смотрю какие-то партии новые, а потом даже забываю то, что смотрел. Память шахматная.
М.МАНАКОВА: Слушай, но ты же когда-то выигрывал крупные турниры. Каспаровский, по-моему.
И.НАУМКИН: Один раз.
М.МАНАКОВА: А что за турнир ты выиграл, можешь напомнить?
И.НАУМКИН: GMA, ассоциация гроссмейстеров.
М.МАНАКОВА: А это была классика или рапид?
М.МАНАКОВА: Круто! И на что ты потратил деньги?
И.НАУМКИН: Я не помню. На жизнь. Тогда были трудные времена, мою маму сократили, она не работала, да и вообще не так просто было жить. Так что на повседневные нужды.
М.МАНАКОВА: А ты часто берёшь призы на турнирах?
М.МАНАКОВА: Ты ездишь, в основном, по опенам…
И.НАУМКИН: Я и круговики тоже играю.
М.МАНАКОВА: И тебе организаторы тоже платят как участнику, как носителю звания?
И.НАУМКИН: Наверное. Раз приглашают.
М.МАНАКОВА: И всё-таки – тебя приглашают, и тебе платят? Или просто приглашают?
И.НАУМКИН: Ну, это совсем уже… Если я за свой счёт буду играть, то это уже жуть.
М.МАНАКОВА: А сколько примерно тебе дают, в среднем?
И.НАУМКИН: Скажу, что, во-первых, дают мне мало, а во-вторых, в прошлом году я, по-моему, ни одного круговика не сыграл. Или что-то сыграл, но какую-то ерунду. Так что мне дают очень мало.
М.МАНАКОВА: Но ты можешь назвать сумму?
И.НАУМКИН: Нет, я даже не хочу её называть, просто скажу, что платят очень мало. Наверное, в этом году я всё-таки буду что-то играть, но мне опять очень мало предложили. И даже двухместный номер! Поэтому не хочу даже говорить. Плохо сейчас стало шахматистам моего уровня играть в шахматы.
М.МАНАКОВА: А ты слышал идею Свешникова о том, чтобы профессионалы зарабатывали тем, что им будут платить за партии? Вот сыграл, сдал партию – и ты типа деньги за это получил. Или условия от организаторов.
И.НАУМКИН: Да, слышал об этом.
М.МАНАКОВА: И как ты к этому относишься? И как ты понимаешь эту идею?
И.НАУМКИН: Я вообще не хочу на эти вопросы особо отвечать, это всё из области юриспруденции. Этим должны заниматься адвокаты и прочие юристы.
М.МАНАКОВА: Но ты веришь в то, что это возможно?
И.НАУМКИН: Конечно, было бы неплохо. Тогда мы бы больше получали денег. А так я не знаю, насколько это всё правомерно. Этим надо заниматься.
М.МАНАКОВА: А этот турнир ты и не смотришь, раз у тебя нет компьютера?
И.НАУМКИН: Ну, вот я сейчас сижу и смотрю.
М.МАНАКОВА: Только так? А трансляции – нет?
И.НАУМКИН: По телевизору их не показывают.
М.МАНАКОВА: А компьютера – нет.
И.НАУМКИН: Может быть, зайти к кому-то из друзей, посмотреть?
М.МАНАКОВА: Здесь тоже видно. А за кого болеешь?
И.НАУМКИН: Ни за кого.
М.МАНАКОВА: Откровенно. Ну хорошо, спасибо тебе большое за такое интервью.
И.НАУМКИН: Пожалуйста, тебе спасибо.
- 36521 просмотр
Комментарии
Просто звиздец. Если бы этогоОпубликовано Konek_Gorbunok (не проверено) в 20 Март, 2016 - 20:42.
Просто звиздец. Если бы этого интервью не было, его надо было придумать. :(
И ведь нестарый же, 65-го года.
Не расписан, потому что дебютОпубликовано Володин Виктор в 20 Март, 2016 - 20:55.
Не расписан, потому что дебют не поставлен!
Почему мне его невыносимоОпубликовано Mongrel в 20 Март, 2016 - 21:51.
Почему мне его невыносимо жалко, аж до отвращения?
Значит мне не одномуОпубликовано elmir в 20 Март, 2016 - 21:54.
Значит мне не одному показалось это видео крайне удручающим. Вообще, очень неудачное интервью Марии. Ну ок, не знала что он гроссмейстер (хотя не оч красиво получилось мягко говоря), но зачем столько допытываться про деньги. Видно же что человеку неприятно об этом говорить.
Интервью удручающее, при этомОпубликовано Евгeний Суpов в 20 Март, 2016 - 22:13.
Интервью удручающее, при этом УДАЧНОЕ.
Во-первых, не грех не помнить, МГ человек или ММ. Совершенно очевидно, что интервью бралось спонтанно, без предварительной договорённости, и для такого жанра Мария была великолепно подготовлена.
Во-вторых, с теми, кому приятно говорить о деньгах, лучше поговорить о чём-то ещё. Мария же создала (с помощью Игоря) яркий портрет "гроссмейстера низшего звена", и без темы заработков этот портрет был бы, мягко говоря, неполным.
Интервью ставит вопросы, поднимает проблемы, заставляет задуматься.
Я бы вообще назвал этот материал учебным для начинающих шахматных журналистов и журналисток. Учитесь, дети.
Гроссмейстера нищего звена.Опубликовано Konek_Gorbunok (не проверено) в 20 Март, 2016 - 22:20.
Гроссмейстера нищего звена. :(
Извините конечно, но интервьюОпубликовано Sergey27 (не проверено) в 20 Март, 2016 - 22:30.
Извините конечно, но интервью не совсем УДАЧНОЕ, тем более если потребовались дополнительные пояснения к нему от редакции. А "учитесь дети.." - как то вообще не к месту.
Ну да, через предложениеОпубликовано kgenius в 20 Март, 2016 - 22:46.
Ну да, через предложение спрашивать о суммах, которые человек зарабатывает, хотя сразу было понятно, что об этом Игорь Наумкин меньше всего хотел бы говорить.
Иногда бывает чувство стыдаОпубликовано Softwarer (не проверено) в 21 Март, 2016 - 08:21.
Иногда бывает чувство стыда за что-то происходящее не с тобой.
Ну, например, некоторые сцены из фильмов, когда герой эпизода очень-очень в плохом свете представлен, унижен, еще что-нибудь. Этот эпизод проматываешь просто. Ну стыдно его смотреть. Может, это неправильно, но это первая реакция, инстинктивная.
Вот такая же реакция на это интервью. За Марию. Так ковырять одну тему денег.
Ведь компьютер-то есть уОпубликовано MrArmenchik в 20 Март, 2016 - 23:12.
Ведь компьютер-то есть у него:) Даже ему смешно
Да, нагоняет депрессию.Опубликовано kgenius в 20 Март, 2016 - 22:43.
Да, нагоняет депрессию.
Посмотрел видео,хорошийОпубликовано Silach (не проверено) в 20 Март, 2016 - 23:23.
Посмотрел видео,хороший человек!
Насчет "не грех" - это смотряОпубликовано Ninifu в 20 Март, 2016 - 23:49.
Насчет "не грех" - это смотря кому. Думается, с ее шахматным и журналистским стажем, Марии вполне по силам было бы знать хотя бы самые основные регалии интервьюируемого.
Видео и текст на меня произвели совершенно разное впечатление. Читая текст, все время не мог отделаться от вопроса: почему Мария задает такие однобокие и подчас безжалостные вопросы, словно ковыряясь ржавым гвоздем в наболевшем у собеседника? И вспоминал при этом, что журналистов называют не только акулами, но еще и гадюками пера.
А при просмотре видео создалось устойчивое ощущение, что это не Мария тянет собеседника в одну и ту же тему, а он сам охотно говорит о том, что ему ближе и роднее всего. Более того, создалось впечатление, что многолетняя жизнь не слишком успешного (скажем так) шахматного профессионала вынудила его невольно отгородиться от других сторон жизни, которую он для себя не хочет или уже не может изменить. И неизвестно, что интересного можно было бы из него еще выудить, насильно переведя разговор в другие плоскости. Разве что воспоминания о былых успехах?
Ладно, это тема слишком деликатная, поэтому умолкаю.
Боже мой, какие люди! СОпубликовано iruska в 21 Март, 2016 - 00:25.
Боже мой, какие люди! С Игорем Наумкиным я несколько лет занимался в шахматной секции Дома Пионеров Бабушкинского р-на г.Москвы. Было это, страшно сказать, в начале-середине 1970-х. Игорь тогда считался вундеркиндом, что и подтверждал своими результатами. Помню, как в одном из турниров я зевнул ему пешку на h7 (после отхода короля на h8 Наумкин не отвел слона). Потом сдуру сыграл g6 и после B:g6 f7:g6 Q:g6 остался с "голым королем". За Игрой Игоря всегда наблюдал его отец, очень серьезный человек, кажется, бывший военный. Я искренне завидовал Игорю: мой отец знал биографии шахматистов, но играть не умел, что и являлось причиной его отсутствия на моих соревнованиях. Чуть позже в том же Доме Пионеров также преданно наблюдал за игрой сына - будущего гроссмейстера Игоря Бердичевского - его отец, ныне, увы, покойный Александр Альфредович. Может быть, именно в этом нужно искать объяснение того факта, что оба Игоря стали гроссмейстерами. Наумкин мало изменился: нет, конечно внешне он поменялся значительно (а кто не меняется за 40 лет!?), но манера говорить и какая-то врожденная застенчивость никуда не исчезли. Я по возможности следил за успехами Игоря, но так и не дождался информации о присвоении ему гроссмейстерского звания. В последний раз мы виделись в кассах на Кузнецком Мосту осенью 1989 года: Игорь ехал в Италию, а я дожидался билетов на поезд в Вену. Всегда приятно вспомнить тех шахматистов, с которыми общался в молодости: Наумкин, Бердичевский, Витя Мельник, Дима Зенин, ныне покойные Феликс Припис и Дима Гнесин. Помните, "Покровские Ворота": "Молодость — это мгновение. Вы не успеете оглянуться, как я изменюсь. И не в лучшую сторону. Каким рассудительным я буду! Каким умеренным стану я!" Удачи, Игорь!
Браво, Яков! Я Вас всегдаОпубликовано Володин Виктор в 21 Март, 2016 - 14:17.
Браво, Яков! Я Вас всегда уважал, и зтот коммент ещё раз показал, что уважаю не зря! Я много раз играл в одних турнирах с Наумкиным в 90-х годах (его, кстати, отечественная шахматная федерация тогда дисквалифицировала, так как Наумкин не отдал государству призовые!) Игорь Наумкин был и остаётся весёлым человеком - всё интервью он смеётся! Вы пишите: "Боже мой, какие люди!" Да. такие люди в России - мягко говоря не улыбчивые и не понимающие юмор и шутки! Из тех, кого Вы упомянули, я хорошо знал Приписа, и хорошо знаю Игоря Бердичевского (С Бердичевским я даже проживал в одном номере на турнире в 1991, где я выполнил 2-й раз норму ММ) Он сейчас успешный бизнесмен (Стилистика интервью не корректная: вместо вопроса: "есть ли семья?", был задан вопрос: "Семьи нет?", что предполагает утвердительный ответ. О доходах спрашивать вообще не корректно, тем более допытываться! Жалко я вчера не пошёл на Телеграф, если бы у меня взяли интервью, я бы нашёл ответы на любые вопросы!)